РАМИЛЬ БАДАМШИН:
"Я излагаю поэзию нот…"
В детстве у Рамиля Бадамшина были, как он признается, совершенно здоровые мечтания. Как и все пацаны в его возрасте, он хотел стать космонавтом или водителем большого грузовика. Но кривая жизни повернула так, что родители отдали его в музыкальную школу (класс аккордеона), и это сыграло свою роль в биографии будущего исполнителя. Когда семья Бадамшиных переехала из Таджикистана в Белебей, интерес к музыке у юноши только усилился. Нехорошее чувство зависти сделало доброе дело. Искренне завидуя старшим ребятам, играющим на гитарах и собирающих вокруг себя целые компании, а главное - симпатичных девушек, Рамиль подумал: а почему бы и мне не попробовать так же? Попробовал. Заиграл. И заигрался до того, что стал известным бардом, у которого полные залы поклонников. Правда, сам он слова "бард" не любит. "Я как-то сторонюсь этого понятия, если честно, - объясняет Рамиль. - Хотя словечко это ко мне припечаталось крепко. Помню, даже ректор университета не называл меня по имени, по фамилии, говорил все: "Привет, бард!" или "Где этот бард?" Я же склонен называть себя просто музыкантом... Словосочетание "бардовская песня", по крайней мере, для меня приобрело немного негативную окраску из-за сегодняшних споров, дебатов на тему, кто бард, а кто не бард". Наверное, с ним можно согласиться. Зачем заниматься словоблудием? Что-то опровергать или доказывать? Певец должен заниматься творчеством, а народ сам определит, к какой категории его причислить. Поэтому оставим дискуссии и просто пообщаемся с популярным в республике и за ее пределами автором и исполнителем очень мелодичных и душевных композиций.
- Рамиль, что в свое время побудило вас писать стихи и музыку? Когда и почему это произошло?
- Наверное, "всему виной" гены. Дед мой достаточно известный татарский поэт, отец - натура очень творческая, пишущая и поющая. Он в нашей семье как основной носитель генетической информации, очень активно увлекается и спортом, и музыкой, и культурой. В 80-е годы, в период активного движения клубов самодеятельной песни, он часто выступал на конкурсах, концертах, и мы с братом везде ходили за ним, как маленькие хвостики. Тогда я и предположить не мог, что окажусь на сцене. А тем более, что стану сам писать тексты. Все началось в школе. У нас проводили конкурс чтецов. Мне, Льву по гороскопу, привыкшему лидировать, естественно, нужно было произвести впечатление. И я написал стихотворение про весну, выступил на конкурсе в роли настоящего пиита. Потом пел в техникуме в вокально-инструментальном ансамбле, были и пробы пера. Но это, конечно, было забавным увлечением. Только потом, когда ушел от эстрады в авторскую песню, стал пытаться писать более серьезные произведения.
- Вы помните свои первые строчки? "Серьезные", имею в виду.
- Конечно.
Беспокойною осень стала,
Мне цыганка одна нагадала:
Жизнь дорогою будет с подвохом,
В остальном проживем мы неплохо.
И дальше в таком мудро-философском плане, - смеясь, продолжает Рамиль:
Я уйду с рюкзаком скоро
Покорять города снова,
Ты прости, не ищи ответа,
Для чего и зачем все это...
Расставанья грядут, расставанья.
Ох, сложна же любовь в ожиданьи,
Да и сердце в груди бьет салютом,
Хочет ласки, тепла и уюта.
Снег кружится в смешном хороводе,
Все гаданья сбываются вроде,
И печально кончается повесть:
Устает от скитания совесть...
Это песня "Беспокойная осень", с ней я сделал первые шаги на музыкальном поприще. На республиканских конкурсах, региональных фестивалях тогда сказали: "достойное произведение", да и сейчас некоторые говорят, что зря я его не исполняю. Но я по натуре такой человек: назад стараюсь не оглядываться. Это больше относится к попыткам найти себя, чем к настоящему творчеству.
Я и сейчас еще не нашел свою нишу, которая будет до конца моей. Это поиск, и это, наверное, здорово, что я ищу, как-то меняюсь, ведь только так можно проследить, как я развиваюсь. Сегодня, к примеру, слушаю записи 2001 или 2003 года и понимаю, как все тогда было молодо и зелено. Надеюсь, что записи, вошедшие в новый альбом, спустя время покажутся мне трогательными или даже смешными. Потому что появится что-то новое, более серьезное, более качественное.
- "Устает от скитания совесть"... Вы согласны с утверждением, что настоящий бард опережает свое время?
- Трудно об этом рассуждать. С одной стороны, к этому располагает сам жанр. Вспоминаю свое раннее творчество, где я юнцом рассуждал о смысле жизни... Типа "я пройду сто дорог", знаете, будто бородатый старец с высоты прожитых лет философствует на тему вечного и непреложного. С другой стороны, нет ничего невозможного. Многое зависит от самого человека. Иногда к тебе приходит какое-то озарение, проскальзывают такие мудрые вещи, что сам удивляешься - как такое могло в голову придти... Будто в тебя это понимание вкладывает кто-то свыше. Наверное, это не исключено.
- А как вообще проходит жизнь барда? Чем вы отличаетесь от других?
- Жизнь любого творческого человека - это, пожалуй, некий шторм. То, что творится в душе пишущего человека, не поддается никаким словесам. Все время какие-то переживания. Переживания за все. Увидел на улице трагическую или, наоборот, комическую картину - думаешь об этом. Потом все это трансформируется в какие-то образы и находит отражение в песнях.
- Основная тема ваших композиций? И вообще - какие они, ваши песни?
- Я лирик. Светлый лирик. И человек по жизни позитивный. Явно про любовь песен у меня не так много, но все они в контексте о ней - в широком смысле этого слова. О любви к жизни, природе, женщине, детям, родителям, всему живому. Сейчас в творчестве "попер" позитив, и он заметен в песнях.
Нужно относиться к трудностям спокойнее, окружать себя позитивными людьми, у которых можно многому научиться, и в то же время дать им возможность что-то черпать от общения с тобой, а еще сторониться утопий, что все в жизни плохо. В общем, жить, как дышишь, и дышать, как живешь… Я всегда вспоминаю людей без рук, без ног. На последние концерты ко мне приходит много людей с ограниченными возможностями. Это, наверное, какой-то знак. Я смотрю на их недуги и вижу, сколько в их глазах, движениях жизни. И понимаю: они намного счастливее нас, насколько же мы, здоровые люди, ущербны по сравнению с ними… И песни мои последние как раз об этом - никаких депрессий быть просто не должно. Надо быть открытым миру, делать добро, причем совершенно бескорыстно, не бояться любить и себя, ухаживать за собой, во всем искать положительное. Такая вот у меня сейчас жизнь и жизнеощущение барда.
- А что происходит с бардовской песней в Уфе? Много у нас бардов? Общаетесь между собой?
- Уфа вообще богата талантами, и в музыкальном плане в том числе. Что ценно в башкирской авторской песне, так это то, что бардов у нас очень много, но все они творят разрозненно и поэтому уникальны. Если бы они собирались где-то вместе, варились в одном соку, вроде как тут послушал, в памяти отложилось, там пару нот умыкнул, так бы и потерялась самобытность. В свое время исполнителей авторской песни объединял проект "Лучшие барды Уфы". И было так здорово, когда на одном концерте собиралось человек 15 и каждый был не похож на другого - одни самородки (смеется).
Что касается самой бардовской песни - я не люблю каких-то рамок и считаю, что при желании их можно раздвинуть или поломать. Время идет, все меняется, и бардовская песня тоже. Это не может не радовать. Вспомните волну семидесятников, у которых было три аккорда и одна тема - про костер. Сейчас бардовская песня другая. Это другая гитара - очень насыщенная в плане аккомпанемента, другие стихи - затрагивающие все темы, от костровой романтики до политики. Этим-то меня и притянул этот жанр, он сегодня вроде как женится на других. В итоге мы имеем сегодня бардрок, фолкбард и другие слияния. Это здорово, так как соприкасаясь с другими жанрами, бардовская песня обогащается и только выигрывает. К сожалению, наши классики авторской песни не хотят этого признавать, считая данный факт поражением. Хотя я уверен, что им нравится это экспериментальное сплетение.
- Барды-классики и барды-новички. Конечно, чаще всего они встречаются на фестивалях авторской песни. Вы там бываете?
- Безусловно. Фестивали нужны элементарно для общения, для того, чтобы показать свое творчество людям с разных уголков страны. Это интересно. Очень люблю Ильменский фестиваль в Челябинской области. Не очень люблю "Грушинку". Но ездить туда надо.
- Не нравится Грушинский фестиваль? Это любопытно…
- Не нравится традиция, которая там сложилась. Увы, из года в год на сцене выступают одни и те же "стареющие" барды. Их выпускают больше из "уважения" или из сожаления.
А сколько исполнителей ежегодно становится лауреатами, где они? Кто их слышит, кто дает им возможность петь на площадках? Господа, ну дайте же дорогу молодым! Мы тоже как-то растем, послушайте нас, прислушайтесь к нам.
- Не поверю, что вас в Самаре не услышали…
- Я сейчас говорю не за себя, поверьте. Когда сам стал лауреатом Грушинского, мне сразу сказали: тебе это не надо. Это просто определенная ступень, которая нужна, наверное, каждому исполнителю авторской песни. Это вообще не главное, бумажными грамотами людей на концерты не заманишь. А вот собрать полный зал зрителей, которые пришли не из-под палки, а именно "на тебя" - это и есть счастье артиста, его успех. Остальное - мелочи, пусть даже и приятные, в виде документального признания.
- Высоцкий, Окуджава - вот классика. А барды нашего времени - кто они и как они?
- Опять же не могу здесь не затронуть самого понятия барда. Сказать о Высоцком, что он бард, значит, сузить его талант до минимума. Это целый культурный пласт, на котором воспитаны тысячи, если не миллионы… Это очень сильная натура, это талант широкого профиля. Я очень люблю слушать его песни, но сам не пою. Считаю, что до Высоцкого еще не дорос.
Розенбаума взять. Его тоже воспринимаю не совсем как барда. Этим словом не хочется ущемлять его потенциал. Александр Яковлевич - замечательный музыкант, прекрасный композитор, обалденный поэт. Какие мысли он несет, сколько мудрости в его текстах! Кстати, большинству нравится его раннее творчество, мне же Розенбаум интересен сегодняшний, когда из него полезла мудрость! Хотя "Вальс-бостон", конечно, вошел в сознание бесповоротно. Он и сам говорит, что если пойдет к Богу на поклон и тот спросит, что он хорошего в жизни сделал, он споет ему "Вальс-бостон". Розенбаум - музыкант-философ, просто человек с большой буквы.
Олег Григорьевич Митяев - опять же он выскочил из бардовской категории и очень правильно сделал. Он умница, я вам скажу! Умеет сказать о жизни просто и красиво. "Расплакавшийся дождь" - это же гениально! Слушаешь и думаешь, я ведь это тоже знаю! Но как он это преподносит…
Трофим вообще занял очень хитрую позицию, он работает во всех направлениях: у него и бардовская песня, и рок, и эстрада. По-моему, он очень грамотно это сделал, и народ его любит, и народ на него ходит. Очень мелодичный исполнитель.
Андрюха Козловский, Толик Киреев, Юрий Гарин - сегодня много стоящих музыкантов.
- Шансон в России… Блатной и хрипловатый. Ваше отношение? Считаете ли, что он как-то компрометирует авторскую песню?
- К шансону отношусь нормально. Другое дело, что изначально шансонье считался исполнитель лирических песен, красивых баллад, может, где-то в ресторане… Мне тоже примерно так это представляется, у нас же немного исковеркали это понятие. Но в целом в плане музыкальных пристрастий я всеяден. Могу слушать и классику, и джаз, и шансон, и хардрок. Единственное, что действительно не люблю, так это бестолковую попсу. Я уже привык в любом случае вслушиваться в слова. И если ты делаешь песню, так позаботься о достойной музыкальной и сильной поэтической составляющей.
- А что в бардовской песне первично - текст или музыка?
- Говорят, что поэзия. Мне же кажется, музыка и текст здесь не делимы. Либо есть песня, либо она не удалась. Часто же такое бывает, песня просто замечательная, нравится тебе очень, начинаешь отдельно читать стихи - полный бред. Музыка важна, ведь это то, что первым ложится на слух. К сожалению, в современной эстраде всему этому уделяется мало внимания.
- Бардовская песня - все же жанр или образ жизни для вас?
- Для меня, наверное, уже образ жизни. Не представляю себя без нее. Без творчества вообще себя не вижу. Единственное место, где я счастлив по-настоящему, это сцена. Я излагаю поэзию нот - так бы я назвал этот образ жизни.
- Вы интересуетесь политикой? Какое место она имеет в вашей жизни и в песнях?
- Скорее, я аполитичен. И в песнях тоже. Политикой должны заниматься политики. Хотя, как и любой человек, который живет по конституционным правам, ходит на выборы и так далее, так или иначе имею отношение к политике. Я смотрю новости. Иногда даже с удовольствием - когда там нет негатива типа техногенных катастроф, преступности, трагедий. В нашей жизни и без телевизора этого хватает. С огромным наслаждением смотрю наши региональные новости. Очень люблю, когда говорят про мою республику, про посевы, уборку урожая, открытие новой школы - это как бальзам на душу.
Очень хочу освоить юриспруденцию, чтобы знать российские законы, свои права. В правовом поле очень хочется быть, а вот к политике я не готов, да и не хочу. Много вокруг меня того, что мне интересно намного больше.
- Творческие кризисы. Что на них влияет и как вы из них выходите?
- Влияет только безделье. Когда дома сидишь на диване, ничего не делая, у меня сразу начинается депрессия. Поэтому затяжные праздники, выходные не люблю, если не занят в это время на концертах. Просто как кол в сердце - это бесполезный отдых! Год назад на фоне такого посленовогоднего ничегонеделанья меня обуяло что-то вроде творческого кризиса. Тогда я и понял, что всегда нужно что-то делать - писать, ездить, шевелиться. Нынешней зимой я очень красиво этот период обошел. В Новый год выступал на сцене, в каникулы мы занимались студийной работой - записывали новый альбом "Мне это знакомо…" Пахали так, что присесть было некогда, и все супер - никаких кризисов!
- Помните у Высоцкого "Про любовь в каменном веке?" Что-то типа "Ты шкур моих набедренных не тронь, сиди вон и поддерживай огонь!" В этом номере мы говорили с женщиной о доме и роли в нем хранительницы очага. Интересен ваш, мужской взгляд на эту тему.
- Дом и все, что с ним связано, полностью лежит на женщине. Очень люблю, когда дома чисто, тепло, постирано, когда меня встречают. Воспитание детей - при мужском участии, конечно, - тоже женская прерогатива. Но в то же время избранница не должна быть домохозяйкой - у нее должно хватать времени на все. Задача мужчины здесь - максимально облегчить ее существование на кухне, тем более что научно-технический прогресс позволяет все стандартные вопросы по хозяйству решить с помощью умных машин. Женщина всегда должна оставаться женщиной. А значит, следить за собой, быть загадкой для мужчины, быть всегда завидной. Если, к примеру, буду идти по улице и на мою даму никто не будет обращать внимания, оглядываться на нее… Пожалуй, я начну задумываться: "А может, она не настолько хороша?" Даже если ты стопроцентно уверен в своей второй половине, нужно всегда быть на чеку. Страсти должны кипеть, это же непередаваемые ощущения. Это и есть жизнь.
- Еще один "жизненный" вопрос. Есть мнение, что творчество, из которого начинают извлекать материальную выгоду, перестает им быть и становится продуктом.
- Можно писать в стол и называть это музыкой. Можно никому не показывать текстов и гордо задирать нос со словами: "Я суперчестный музыкант, я не зарабатываю на этом деньги". Как правило, так говорят те, чьи произведения не известны. Как только же они станут востребованы, мнение этих людей изменится.
Мне хочется, чтобы мои песни слушали, чтобы мои песни пели, чтобы они были известными. Почему нет? Это моя работа, я честно ее выполняю, я получаю от нее удовольствие. Мои песни - продукт. Я надеюсь, что хороший. И я буду и дальше все делать для того, чтобы мои песни когда-нибудь запели. Иначе смысл всем этим заниматься?
Журнал «Домострой»
Рубрика «ПЕРСОНА»
Екатерина Чуракова.
Уфа, 2008 г.